ТЕХНИКА ПРОЩЕНИЯ — ИНСТРУКЦИИ 

Когда нужна медитация прощения

Практика классической буддийской медитации – будь то метта, с опорой на развитие чувства дружелюбия и сострадания, или анапанасати, собирающая внимание на дыхании, или сатипаттхана, наблюдение за ощущениями тела, – на первый взгляд кажется несложной. Однако стоит заняться ею вплотную (а заниматься поверхностно просто нет смысла), вдруг оказывается, что после первых вдохновляющих попыток, откуда ни возьмись, вырастают барьеры, встают препятствия.

Такие неблагоприятные факторы могут проявиться как внешне – в виде обстоятельств, не позволяющих нам заниматься практикой, так и внутренне, когда мы попросту не можем сосредоточиться. Ум наполняют отвлечения: мысли, эмоции, воспоминания, ненужные образы… Практикующий не может продвинуться ни на шаг и в конце концов упирается в стену.

Похоже, это тупик?

Напротив. Это знак, что вы идёте в правильном направлении.

Первым делом следует успокоить себя: то, что происходит, в порядке вещей. В той или иной мере с подобным сталкивается каждый практикующий. А причина заключается в том, что буддийская медитация вовсе не так проста, как кажется. Это глубокий опыт, трансформирующий сознание, в котором скапливался негатив с незапамятного детства – и, как говорят в буддизме, с безначальных времён.

МЕДИТАЦИЯ - ТЕХНИКА ПРОЩЕНИЯ

 

Большой взрослый секрет

Кстати о детстве.

Как-то раз наше маленькое семейство возвращалось на машине домой после прогулки. Из глубины салона раздавалось тихое рыдание – пятилетняя дочь София переживала своё нешуточное горе. Часом раньше в парке произошёл инцидент: посторонний мальчик отобрал у неё игрушку и демонстративно грубо утопил в пруду.

Мы с супругой переглянулись. Нужно было как-то помочь ребёнку справиться с этим.

– София, – сказал вдруг я, – известен ли тебе самый главный секрет всех взрослых?

Девочка всё ещё всхлипывала, но уже заинтригованно ловила мой хитрый взгляд в зеркале заднего вида.

Взрослые не обижаются. Потому что они понимают – никакого смысла носить в себе обиду нет!

Как мог, я объяснил дочери: то, что произошло, уже случилось и ушло в прошлое. Неприятного события уже не существует, но мы слезами, сожалениями и печальными воспоминаниями продолжаем причинять боль самим себе. Обида совершенно бессмысленна и бесполезна! Она никак не поможет вернуть потерянное, она не сможет наказать обидчика, а вот нам самим причиняет самый настоящий вред – она отбирает у нас наше счастливое настоящее.

– Давай лучше подарим эту игрушку пруду, отпустим её путешествовать по подводному царству, а сами будем наслаждаться поездкой домой, – предложил я.

Проблема, по меньшей мере на тот момент, была решена. Не уверен, что пятилетний ребёнок постиг всю глубину изречённой мною мысли, ведь тут было над чем призадуматься и его родителям. Для меня «закон отпускания» был не в новинку, однако всегда ли я следовал ему?..

Сказать «не обижаюсь» легко, но умеем ли мы не обижаться? Не делать вид, не загонять боль в подсознание, а в самом деле легко воспринимать реальность с открытым, мирным умом и добрым сердцем? Надо признать, что в этом смысле большинство людей так и не взрослеют.

Следы былого

Как правило, психика современного человека перегружена негативными паттернами, которые в свою очередь происходят из привычки автоматически реагировать на те или иные неприятные – раздражающие или отталкивающие – феномены. Эти паттерны, шаблоны восприятия, фундаментально закреплены в уме на самом тонком уровне, у «основания» сансары, и расцениваются им как норма поведения, естественный образ реагирования.

Между тем любое неприятие является формой агрессии. В повседневной жизни это доставляет нам и окружающим немалый дискомфорт, зачастую приводя к открытым конфликтам и противостояниям. В сфере же практики, работы с умом, проявляется как серьёзное препятствие на пути.

Неприятные переживания давным-давно канули в прошлое, однако оставили в психике более чем явный след, который порождает всё новые и новые подобные ситуации и переживания – похожие друг на друга, как дурная замкнутая бесконечность в «Дне сурка», только с другими действующими лицами, костюмами, декорациями…

Так вот что такое сансара! – понимаем мы. И тут же для нас становится очевидным и другое: без предварительной проработки психики, без мало-мальской подготовки ума никакие настоящие изменения в жизни и практике невозможны.

МЕДИТАЦИЯ - ТЕХНИКА ПРОЩЕНИЯ

В буддизме это относится к аспекту очищения и является важнейшим элементом практики во всех традициях, путях и школах. Но далеко не для всех приемлем буддийский путь в его классическом виде. Человек западной цивилизации имеет свои особенности восприятия.

И здесь нам на выручку и приходит метод, комбинирующий достижения западной психологии и буддийской медитации и известный как практика прощения, или практика принятия.

Механика медитации прощения

Метод медитации прощения, в контексте буддийского подхода основанный на объединении шаматхи и випассаны, нейтрализует те устойчивые паттерны, которые вызывают непроизвольную негативную реакцию ума: она направляет свет нашего внимания вглубь самого механизма, встроенного в рассудок «по умолчанию», и, образно говоря, растворяет негативную эмоцию, развязывая узел закрепившегося паттерна.

Когда психический груз падает и жёсткий ментальный блок высвобождается, это проявляется как искреннее чувство прощения, принятия, примирения с данностью ситуации. Из чего уже само по себе, естественным образом, рождается дружелюбие и глубокое сострадание. Мы наконец напрямую переживаем долгожданный опыт огромного, колоссального облегчения! Наш ум становится шире, в нём появляется намного больше лёгкости и свободного пространства, а сердце переполняет сияющее, лучистое тепло.

Получив первый положительный результат от медитации прощения, мы лучше понимаем, как работать со всеми подобными случаями. Делать это становится с каждым разом всё легче. По мере тренировки разблокировка негативных паттернов закрепляется как новая привычка – уже полезная, взамен старой вредоносной. Так мы переобучаем свой ум, буквально перепрограммируем его – переводим в другой режим восприятия с помощью специальных ментальных конструкций.

Вследствие этого препятствующие факторы и барьеры на пути тают или заметно ослабевают, меняя реальность и установки в благоприятную сторону. В нашей основной медитации происходит существенный прорыв – качественный переход на следующий уровень практики. Вы не сможете его пропустить – только с этого момента и начинается самое интересное…

Кого и как мы прощаем в медитации

Как же проходит этот опыт перепрограммирования ума?

Начинаем мы с того, что прощаем сами себя — исцеляем отношения с внутренним ребенком. Садимся в медитацию и, погрузившись в более глубокие слои сознания, в состоянии покоя и уравновешенности сообщаем себе заготовленную перепрограммирующую фразу-паттерн:

Я прощаю себя за…(непонимание, гневливость, причинение вреда другим и т. д.)

И вслушиваемся в себя, смотрим, как откликается на это наш ум. Очень тихо и незаметно наблюдаем за тем, что происходит внутри нашего существа, пытаясь отследить самые тонкие нюансы реакций в уме и теле.

Эта фраза прощения имеет действие магнита, которым мы вытаскиваем из глубины подсознания всё накопившееся, застрявшее в нём «железо» негативных кармических отпечатков, паттернов восприятия. По мере ненавязчивых, но настойчивых повторений фразы вся эта «красота» начинает подниматься на поверхность, в зону осознавания. Вы будете удивлены, как много любопытного и, казалось бы, совсем забытого встретится вам в поле этой работы. Не покидая медитативного состояния, мы должны позволить себе увидеть всё, что возникает и переживается.

МЕДИТАЦИЯ - ТЕХНИКА ПРОЩЕНИЯ

На поверхность может выйти много разных эмоций и боли. Интенсивные чувства, спонтанные потоки слёз, мышечные спазмы, прозрения… – возможно всё, и к этому нужно быть готовыми. Для этой практики потребуется определённое мужество: вы встречаетесь лицом к лицу с теми внутренними «врагами», которые в свете осознавания и принятия начнут преображаться в вашу силу, освобождённую энергию.

Как именно мы освобождаем всплывающие образы-паттерны? С помощью другого эффективного инструмента – Техники Расслабления (расслабьтесь, улыбнитесь и вернитесь к медитации прощения). Попросту говоря, мы снимаем напряжение, связанное с каждым из возникших явлений психики, с каждым из воспоминаний, образов, переживаний. Иногда это будет непросто, некоторые случаи оставили слишком тяжёлый след. На то, чтобы по-настоящему отпустить, растворить их, понадобится терпение и время. Но крайне важно в каждом из случаев дойти до конца – до явного опыта глубинной трансформации, интенсивного переживания лёгкости, освобождения.

Медитация прощения — инструкция

Подготовьте несколько фраз прощения. Сначала мы адресуем их самим себе. Ниже даны образцы, вы можете воспользоваться ими и добавить свои:

  1. Я прощаю себя за непонимание
  2. Я прощаю себя за причинение боли себе и другим
  3. Я прощаю себя за ошибки
  4. Я прощаю себя за раздражение / жадность / лень и т. д.
 
  • Применять фразы можно в любом порядке. Обычно процесс ведёт сам, и практикующий чувствует, к какой теме переходить. Однако чтобы правильно запустить этот процесс, начать важно именно с фразы под номером 1, так как именно непонимание является корнем всех возникающих проблем.
  • Выделите на сеанс не менее получаса и сделайте его регулярным – занимайтесь медитацией прощения каждый день в определённое время. В месте, где вы медитируете, не должно быть грубых отвлекающих факторов. Позаботьтесь о том, чтобы обеспечить себе уединение и относительную тишину.
  • Примите позу, в которой обычно медитируете. Настройтесь: создайте твёрдое намерение позволить процессу прощения протекать естественным образом и довести его до конца (не обязательно в рамках одного сеанса, разумеется – на каждую фразу требуется, как правило, несколько сеансов, особенно поначалу и в случае наиболее тяжёлых «подводных камней»).
  • Уделите около пяти минут тому, чтобы привести ум в спокойное, собранное состояние. Для этого хорошо подходит наблюдение за дыханием или «сканирование» тела.
  • Сосредоточьтесь на выбранной фразе, прочувствуйте её как можно более глубоко, наполнив чувством любящего принятия, бережности по отношению к себе самому. Мысленно произнеся формулировку, наблюдайте за тем, что происходит в уме.
  • Если поначалу «ничего не происходит», наберитесь терпения и созерцайте это «ничего». Пребывайте в свете доброй улыбки, нежности, мягкости. Позвольте происходить всему. Не прерывайте практику в течение получаса, что бы ни происходило.
  • Периодически ваше внимание будут отвлекать посторонние мысли – используйте Технику Расслабления: расслабьтесь, улыбнитесь и вернитесь к фразе.
  • Когда на поверхность начнут подниматься старые травмы, вы заметите, что они сопровождаются гораздо большим напряжением в уме и теле. Направьте свет вашей улыбки на это напряжение и отпустите его. Прощайте себя снова и снова. Не останавливайтесь и не давите на себя, а также не ускоряйте процесс, не торопитесь. Позвольте всему происходить – возникать и растворяться – естественным образом.
  • Образы других людей, которые появляются в связи с теми или иными ситуациями, так же обнимайте светом принятия и прощения, поместив их в центр своего сердца. Используйте вариант фразы: «Я прощаю тебя за…», но не обвиняйте при этом участника.
  • Не разворачивайте истории, рассуждения, размышления по поводу того, что произошло между вами и этим человеком. Просто прощайте, время от времени по необходимости повторяя фразу, и окружайте образ человека светом своего сердца. Особенно важными фигурами в этом процессе являются наши родители. Когда они приходят в поле вашего восприятия, уделите им наибольшее время и внимание.
  • Знаком того, что процесс с той или иной фразой завершён, становится опыт «опустошения» места, где коренилась застаревшая боль, отсутствие каких-либо напряжений и негативных эмоций при воспоминании и в связи с образом человека, с которым вы работали. Обычно практикующий видит, как этот человек улыбается в ответ. Вы созерцаете его счастливым и сияющим: теперь он освобождён от этого давнего кармического плена точно так же, как и вы сами. И всё это сопровождается чувством лёгкости, свободы, открытости, радости, силы. Приходит уверенность, что вы полностью простили себя и другого человека за непонимание (гнев, пристрастие к дурным привычкам и так далее).
  • Переходим к следующей фразе и так далее до окончания списка.
 

После того как вы полностью простите самого себя, переходите ко второму этапу – прощению других людей. Вспомните тех, кто причинил вам боль в прошлом, составьте список имён этих людей. Выберите одного из них. Поместив образ этого человека в пространстве перед собой и окружив его светом своего сердца, адресуйте ему фразу прощения, действуя по алгоритму, описанному выше. Работайте поочерёдно с каждым человеком из списка, доводя процесс до конца. Практика прощения может считаться завершённой, когда вы понимаете, что вам здесь больше нечего делать.

Помните: не так страшны концепции и проекции, как наше цепляние за них. Прошлого не изменить, но мы можем освободить свой ум и свою жизнь от его деструктивного влияния на наше настоящее.

Инструкции и техника прощения, приведённые в статье, предназначены для самостоятельной практики. Однако нужно понимать, что они носят общий характер. Подробные разъяснения метода в связи с вашей индивидуальной ситуацией вы можете получить на одном из наших ретритов прощения.

ТЕХНИКА ПРОЩЕНИЯ — РЕЗУЛЬТАТЫ

Медитация прощения в Москве, контакты:

Будем рады ответить на ваши вопросы, напишите или позвоните нам:

© Copyright 2023