Медитация прощения в Москве, контакты:
Будем рады ответить на ваши вопросы, напишите или позвоните нам:
© Copyright 2023
Практика классической буддийской медитации – будь то метта, с опорой на развитие чувства дружелюбия и сострадания, или анапанасати, собирающая внимание на дыхании, или сатипаттхана, наблюдение за ощущениями тела, – на первый взгляд кажется несложной. Однако стоит заняться ею вплотную (а заниматься поверхностно просто нет смысла), вдруг оказывается, что после первых вдохновляющих попыток, откуда ни возьмись, вырастают барьеры, встают препятствия.
Такие неблагоприятные факторы могут проявиться как внешне – в виде обстоятельств, не позволяющих нам заниматься практикой, так и внутренне, когда мы попросту не можем сосредоточиться. Ум наполняют отвлечения: мысли, эмоции, воспоминания, ненужные образы… Практикующий не может продвинуться ни на шаг и в конце концов упирается в стену.
Похоже, это тупик?
Напротив. Это знак, что вы идёте в правильном направлении.
Первым делом следует успокоить себя: то, что происходит, в порядке вещей. В той или иной мере с подобным сталкивается каждый практикующий. А причина заключается в том, что буддийская медитация вовсе не так проста, как кажется. Это глубокий опыт, трансформирующий сознание, в котором скапливался негатив с незапамятного детства – и, как говорят в буддизме, с безначальных времён.
Кстати о детстве.
Как-то раз наше маленькое семейство возвращалось на машине домой после прогулки. Из глубины салона раздавалось тихое рыдание – пятилетняя дочь София переживала своё нешуточное горе. Часом раньше в парке произошёл инцидент: посторонний мальчик отобрал у неё игрушку и демонстративно грубо утопил в пруду.
Мы с супругой переглянулись. Нужно было как-то помочь ребёнку справиться с этим.
– София, – сказал вдруг я, – известен ли тебе самый главный секрет всех взрослых?
Девочка всё ещё всхлипывала, но уже заинтригованно ловила мой хитрый взгляд в зеркале заднего вида.
– Взрослые не обижаются. Потому что они понимают – никакого смысла носить в себе обиду нет!
Как мог, я объяснил дочери: то, что произошло, уже случилось и ушло в прошлое. Неприятного события уже не существует, но мы слезами, сожалениями и печальными воспоминаниями продолжаем причинять боль самим себе. Обида совершенно бессмысленна и бесполезна! Она никак не поможет вернуть потерянное, она не сможет наказать обидчика, а вот нам самим причиняет самый настоящий вред – она отбирает у нас наше счастливое настоящее.
– Давай лучше подарим эту игрушку пруду, отпустим её путешествовать по подводному царству, а сами будем наслаждаться поездкой домой, – предложил я.
Проблема, по меньшей мере на тот момент, была решена. Не уверен, что пятилетний ребёнок постиг всю глубину изречённой мною мысли, ведь тут было над чем призадуматься и его родителям. Для меня «закон отпускания» был не в новинку, однако всегда ли я следовал ему?..
Сказать «не обижаюсь» легко, но умеем ли мы не обижаться? Не делать вид, не загонять боль в подсознание, а в самом деле легко воспринимать реальность с открытым, мирным умом и добрым сердцем? Надо признать, что в этом смысле большинство людей так и не взрослеют.
Как правило, психика современного человека перегружена негативными паттернами, которые в свою очередь происходят из привычки автоматически реагировать на те или иные неприятные – раздражающие или отталкивающие – феномены. Эти паттерны, шаблоны восприятия, фундаментально закреплены в уме на самом тонком уровне, у «основания» сансары, и расцениваются им как норма поведения, естественный образ реагирования.
Между тем любое неприятие является формой агрессии. В повседневной жизни это доставляет нам и окружающим немалый дискомфорт, зачастую приводя к открытым конфликтам и противостояниям. В сфере же практики, работы с умом, проявляется как серьёзное препятствие на пути.
Неприятные переживания давным-давно канули в прошлое, однако оставили в психике более чем явный след, который порождает всё новые и новые подобные ситуации и переживания – похожие друг на друга, как дурная замкнутая бесконечность в «Дне сурка», только с другими действующими лицами, костюмами, декорациями…
Так вот что такое сансара! – понимаем мы. И тут же для нас становится очевидным и другое: без предварительной проработки психики, без мало-мальской подготовки ума никакие настоящие изменения в жизни и практике невозможны.
В буддизме это относится к аспекту очищения и является важнейшим элементом практики во всех традициях, путях и школах. Но далеко не для всех приемлем буддийский путь в его классическом виде. Человек западной цивилизации имеет свои особенности восприятия.
И здесь нам на выручку и приходит метод, комбинирующий достижения западной психологии и буддийской медитации и известный как практика прощения, или практика принятия.
Метод медитации прощения, в контексте буддийского подхода основанный на объединении шаматхи и випассаны, нейтрализует те устойчивые паттерны, которые вызывают непроизвольную негативную реакцию ума: она направляет свет нашего внимания вглубь самого механизма, встроенного в рассудок «по умолчанию», и, образно говоря, растворяет негативную эмоцию, развязывая узел закрепившегося паттерна.
Когда психический груз падает и жёсткий ментальный блок высвобождается, это проявляется как искреннее чувство прощения, принятия, примирения с данностью ситуации. Из чего уже само по себе, естественным образом, рождается дружелюбие и глубокое сострадание. Мы наконец напрямую переживаем долгожданный опыт огромного, колоссального облегчения! Наш ум становится шире, в нём появляется намного больше лёгкости и свободного пространства, а сердце переполняет сияющее, лучистое тепло.
Получив первый положительный результат от медитации прощения, мы лучше понимаем, как работать со всеми подобными случаями. Делать это становится с каждым разом всё легче. По мере тренировки разблокировка негативных паттернов закрепляется как новая привычка – уже полезная, взамен старой вредоносной. Так мы переобучаем свой ум, буквально перепрограммируем его – переводим в другой режим восприятия с помощью специальных ментальных конструкций.
Вследствие этого препятствующие факторы и барьеры на пути тают или заметно ослабевают, меняя реальность и установки в благоприятную сторону. В нашей основной медитации происходит существенный прорыв – качественный переход на следующий уровень практики. Вы не сможете его пропустить – только с этого момента и начинается самое интересное…
Как же проходит этот опыт перепрограммирования ума?
Начинаем мы с того, что прощаем сами себя — исцеляем отношения с внутренним ребенком. Садимся в медитацию и, погрузившись в более глубокие слои сознания, в состоянии покоя и уравновешенности сообщаем себе заготовленную перепрограммирующую фразу-паттерн:
– Я прощаю себя за…(непонимание, гневливость, причинение вреда другим и т. д.)
И вслушиваемся в себя, смотрим, как откликается на это наш ум. Очень тихо и незаметно наблюдаем за тем, что происходит внутри нашего существа, пытаясь отследить самые тонкие нюансы реакций в уме и теле.
Эта фраза прощения имеет действие магнита, которым мы вытаскиваем из глубины подсознания всё накопившееся, застрявшее в нём «железо» негативных кармических отпечатков, паттернов восприятия. По мере ненавязчивых, но настойчивых повторений фразы вся эта «красота» начинает подниматься на поверхность, в зону осознавания. Вы будете удивлены, как много любопытного и, казалось бы, совсем забытого встретится вам в поле этой работы. Не покидая медитативного состояния, мы должны позволить себе увидеть всё, что возникает и переживается.
На поверхность может выйти много разных эмоций и боли. Интенсивные чувства, спонтанные потоки слёз, мышечные спазмы, прозрения… – возможно всё, и к этому нужно быть готовыми. Для этой практики потребуется определённое мужество: вы встречаетесь лицом к лицу с теми внутренними «врагами», которые в свете осознавания и принятия начнут преображаться в вашу силу, освобождённую энергию.
Как именно мы освобождаем всплывающие образы-паттерны? С помощью другого эффективного инструмента – Техники Расслабления (расслабьтесь, улыбнитесь и вернитесь к медитации прощения). Попросту говоря, мы снимаем напряжение, связанное с каждым из возникших явлений психики, с каждым из воспоминаний, образов, переживаний. Иногда это будет непросто, некоторые случаи оставили слишком тяжёлый след. На то, чтобы по-настоящему отпустить, растворить их, понадобится терпение и время. Но крайне важно в каждом из случаев дойти до конца – до явного опыта глубинной трансформации, интенсивного переживания лёгкости, освобождения.
Подготовьте несколько фраз прощения. Сначала мы адресуем их самим себе. Ниже даны образцы, вы можете воспользоваться ими и добавить свои:
После того как вы полностью простите самого себя, переходите ко второму этапу – прощению других людей. Вспомните тех, кто причинил вам боль в прошлом, составьте список имён этих людей. Выберите одного из них. Поместив образ этого человека в пространстве перед собой и окружив его светом своего сердца, адресуйте ему фразу прощения, действуя по алгоритму, описанному выше. Работайте поочерёдно с каждым человеком из списка, доводя процесс до конца. Практика прощения может считаться завершённой, когда вы понимаете, что вам здесь больше нечего делать.
Помните: не так страшны концепции и проекции, как наше цепляние за них. Прошлого не изменить, но мы можем освободить свой ум и свою жизнь от его деструктивного влияния на наше настоящее.
Инструкции и техника прощения, приведённые в статье, предназначены для самостоятельной практики. Однако нужно понимать, что они носят общий характер. Подробные разъяснения метода в связи с вашей индивидуальной ситуацией вы можете получить на одном из наших ретритов прощения.
Будем рады ответить на ваши вопросы, напишите или позвоните нам:
© Copyright 2023